Новый президент Грузии и русско-грузинские отношения: что дальше?

Подписаться
... Грузия отныне будет всячески избегать конфликтных ситуаций с Россией, что устраивает и российскую сторону тоже. Эта тенденция кстати уже налицо.

ТБИЛИСИ, 15 ноя - Новости-Грузия.

Гулбаат Рцхиладзе, кандидат политических наук, руководитель Института Евразии - комментарий для агентства "Новости-Грузия".

... Никто не спорит с утверждением, что новый глава грузинского государства Георгий Маргвелашвили будет продолжателем политического курса уходящего со своего поста премьер-министра Бидзины Иванишвили как на внутри-, так и на внешнеполитической арене. Урезанный новой Конституцией в полномочиях президент с бОльшим вниманием отнесется к мнению парламента и правительства касательно самых разных вопросов политической жизни. При этом у Маргвелашвили достаточно независимый характер, так что и данный фактор будет влиять на весь ход принятия соответствующих решений.

Что касается конкретно русско-грузинских отношений, появилась надежда на серьезные сдвиги в лучшем направлении, хотя ожидать решающего прорыва и полноценного урегулирования тоже не стоит. Есть объективные факторы, которые безусловно будут учитывать новый президент с новым премьер-министром. Как сам Бидзина Иванишвили, так и ведущие фигуры его политической команды – президент Маргвелашвили и будущий премьер Гарибашвили – люди прагматичные, не авантюрного склада и поэтому избегающие резких шагов (в отличие от Михаила Саакашвили).

Исходя из этого, новая власть Грузии в их лице будет фокусировать внимание на главном, а главное - это необходимость быстрого экономического подъема для выхода из кризиса и создания новых рабочих мест – именно такие ожидания и приоритеты доминирует в грузинском обществе. Можно сказать, что снижение уровня безработицы – главный социальный заказ общества. Но поднятие экономики и создание рабочих мест связано с ростом производства для экспорта продуктов, а также лишней рабочей силы на рынки сбыта и труда за пределами страны. Такое предложить может лишь одна единственная страна – Россия. Без российского рынка сбыта и работы быстрый рост экономики Грузии просто нереален.

Поэтому Грузия отныне будет всячески избегать конфликтных ситуаций с Россией, что устраивает и российскую сторону тоже. Эта тенденция кстати уже налицо. Со своей стороны официальная Москва тоже послала позитивные дипломатические сигналы и уже отчасти открыла свой рынок для грузинских товаров. Проведение колючей проволоки вдоль административной границы Грузии с Южной Осетией, конечно, отравляет первые позитивные достижения в двухсторонних отношениях, но Тбилиси не будет излишне драматизировать данную ситуацию, ведь в конце концов проблема состоит не в самой колючей проволоке. Суть проблемы в том, что Россия признает, а Грузия не признает Южную Осетию, и эта проблема не решаема до полного прояснения отношений между Грузией и Россией.

Режим Саакашвили проводил ультраправый экономический курс, игнорирующий насущные потребности местного производства а заодно и экспорта. Грузия стала практически полностью зависимой от импорта, включая аграрный сектор. Такой подход, при объявленной цели "сингапуризации" страны давал возможность заниматься самообманом и утверждать, будто "Россия Грузии не нужна". Импортировать действительно можно без России, хотя режим не ввел санкции на российские товары в ответ на санкции ведомства Онищенко, а Россия не запретила экспорт в Грузию.

Но после войны 2008 года режим Саакашвили был просто вынужден, вести тотальную антироссийскую политику, так как после проигранной войны он ничем иным не мог оправдать свое существование. Образ тотального врага в лице России развязывал режиму руки против недовольных властью в армии, других структурах, а также против оппозиционных политических партий, на которых всегда можно было навесить ярлык "российской агентуры" со всеми вытекающими из этого последствиями.

Вспомним, сколько мнимых "шпионских дел" было "раскрыто" на волне государственной русофобии... Но сегодняшняя власть имеет другие приоритеты как в экономике, так и политике, она не отягощена преступлениями, развязыванием войны и т. п., поэтому она просто не заинтересована в продолжении русофобского курса прежней власти. Более того, как уже было отмечено выше, логика экономических интересов подталкивает новую грузинскую власть, искать пути урегулирования и даже некоторого сближения с Россией.

Иванишвили, Маргвелашвили, Гарибашвили - не друзья и не враги российского государства, они просто прагматики и представители грузинского государства. Может быть, это звучит банально, зато реально. Ведь Грузия выходит из неестественного политического состояния, навязанного ей экспериментаторским режимом Саакашвили. Она возвращается к своим национальным интересам и больше не подпитывает идею цветных революций в различных странах, включая Россию. Именно поэтому Иванишвили теоретически не исключил присоединение Грузии к будущему Евразийскому Союзу, если это будет отвечать национальным интересам Грузии.

Но Грузия вместе с тем остается в политической орбите Запада. Руководители страны и сам Иванишвили позиционируют себя в качестве носителей западных ценностей и вовсе не отказываются от интеграции в ЕС и НАТО. Если идея ЕС привлекает не только Грузию, но и многие другие государства бывшего Советского Союза тоже, то со стремлением в НАТО Грузия остается в изолированном положении в регионе.

Насколько быстро этот фактор возымеет негативное влияние на процесс грузино-российского диалога, предсказать сложно, но в любом случае он уже тормозит создание поистине дружеских и доверительных отношений с российской стороной. Однако, тем не менее, грузинская власть всячески будет стараться балансировать между Западом и Россией, сохраняя стратегический курс на Запад, и при этом не нанося вреда безопасности и другим приоритетам России в регионе.

Вместе с тем нужно видеть объективную картину: если Иванишвили, Маргвелашвили и Гарибашвили даже от души захотят отказаться от однозначно западного курса и повернуть в сторону России, они пока не в состоянии сделать это; ведь США и их союзники в течение многих лет создавали политическую систему Грузии, внедряли своих людей в госструктуры, политические партии, журналистские круги, неправительственные организации, а Россия ничем таким не занималась, более того, собственный имидж ее вообще не интересовал.

Так или иначе, смену власти в Грузии следует расценить как позитивное событие и настоящий шанс на качественное улучшение отношений между Грузией и Россией.

Гулбаат Рцхиладзе, кандидат политических наук, руководитель Института Евразии

мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Лента новостей
0