Кавказ: турбуленция нарастает - "Россия сегодня"

Подписаться
Уходящий 2014 год был наполнен международными событиями, многие из которых носили дестабилизирующий характер. Украинский кризис чрезмерно обострил отношения между Россией и Западом в целом.

МОСКВА, 22 дек.  Уходящий 2014 год был наполнен международными событиями, многие из которых  носили дестабилизирующий характер. Украинский кризис чрезмерно обострил отношения между Россией и Западом в целом. Его следствием стали введенные против Москвы финансово-экономические санкции, но это не привело к стабильности на востоке  Украины. Возникло «Исламское государство», что создало угрозу не только Ираку и Сирии, но и всем близлежащим странам. Инициированные США и их союзниками процессы ведут к децентрализации (вплоть до распада) не только Ливии, но и Украины, Ирака, Афганистана, Йемена и ряда других государств. Такая нарастающая  турбулентность была свойственна и Кавказскому региону. 

Ситуацию для МИА "Россия сегодня" комментирует Владимир Евсеев, директор Центра общественно-политических исследований (РФ):

Абхазия и Южная Осетия

В конце мая под давлением оппозиции был вынужден уйти в отставку президент Абхазии  Александр Анкваб. Этому способствовали чрезвычайно серьезные проблемы в социально- экономической сфере, незаконная паспортизация мегрельского населения, неэффективное  расходование выделяемых Россией финансовых средств, отсутствие контроля за  пересечением сухопутных и морских границ с Грузией и многие другие причины. Казалось бы, что потом ситуация стала существенно улучшаться: прошли президентские выборы, в результате которых уже в первом туре победил лидер оппозиции Рауль Хаджимба, подписан российско-абхазский договор о союзничестве и стратегическом  партнерстве, а Москва заявила о готовности в два раза увеличить для Сухума выделяемую помощь. Тем не менее, после ратификации указанного договора, возможно в начале 2015 года, наступит достаточно сложный процесс его реализации, который не только потребует от России значительных ресурсов, но и, скорее всего, обострит ее отношения с Грузией, в частности по вопросу обеспечения охраны морских границ Республики Абхазия.

С территории Южной Осетии продолжается отток местного населения. В начале июня там прошли парламентские выборы. При значительной явке избирателей (порядка 60%)  победила политическая партия «Единая Осетия». Провозгласив своей целью присоединение к РФ, она получила 43% голосов избирателей. Но это создаст для Москвы  высокие политические риски и сделает принципиально невозможным восстановление отношений с Тбилиси. Как следствие, такое вряд ли возможно не только в 2015 г., но и в ближайшие годы.

Нагорный Карабах

В начале августа серьезно обострился нагорно-карабахский конфликт. Азербайджанская  сторона провела разведку боем практически по всему периметру границ с этим непризнанным государством. В результате боевых действий погибло не менее 50 азербайджанских и 15 армянских военнослужащих. И хотя удалось избежать использования тяжелых вооружений, интенсивность боев была наиболее высокой с момента подписания 12 мая 1994 г. Соглашения о прекращении огня в зоне нагорно-карабахского конфликта.Новое обострение ситуации произошло 12 ноября, когда вооруженные силы  Азербайджана сбили боевой вертолет Ми-24 карабахской армии обороны. Следует  заметить, что этот вертолет летел с армянской стороны вдоль линии боевого  соприкосновения. В результате погибли три члена экипажа, для вывоза тел которых была проведена специальная военная операция.

По-видимому, до проведения в июне следующего года в Азербайджане Европейских игр   противоборствующие стороны будут воздерживаться от взаимных провокаций. Однако в дальнейшем такое вполне возможно ввиду не реализуемости предложенных Минской  группы ОБСЕ обновленных «Мадридских принципов», что подразумевает поэтапный  вывод армянских войск из так называемого «пояса безопасности», демилитаризации этой  зоны и проведения референдума по статусу Карабаха. В силу различных причин такой  подход был отвергнут и в Баку и в Ереване, поэтому сейчас возможно лишь сохранение в зоне вооруженного конфликта статус-кво. Для его поддержания в условиях относительной стабильности нужно, как минимум, не только отвести из зоны боевого соприкосновения снайперов, но и тяжелые вооружения (в первую очередь – реактивные системы залпового огня).

Грузия

Сложная внутриполитическая ситуация сохраняется в Грузии. Летом там прошли выборы  в органы местного самоуправления. В их ходе правящей коалиции «Грузинская мечта»  удалось значительно укрепить свои позиции внутри страны. При этом правящая коалиция  смогла добиться убедительной победы без явной поддержки со стороны Бидзины Иванишвили, но в основном за счет мажоритарных округов. На выборах же по партийной  системе «Грузинская мечта» получила 51% голосов избирателей, а оппозиционное  «Единое национальное движение» поддержали 25% избирателей. В начале октября в Грузии разразился политический кризис, обусловленный отставками  министра обороны Ираклия Аласания, государственного министра по вопросам  евроатлантической интеграции Алекси Петриашвили и министра иностранных дел Майи  Панджикидзе, а также всех ее заместителей и более десятка послов Грузии в зарубежных  дипломатических миссиях. Как следствие, из правящей коалиции «Грузинская мечта» вышли представители партии «Свободные демократы». Во многом правящую коалицию  удалось сохранить за счет прозападной, ранее связанной с «Единым национальным  движением» Республиканской партии, фракция которой состоит из девяти депутатов.

В целом это создает серьезную нестабильность, особенно учитывая межэтническое противостояние и растущее влияние радикального ислама в ряде регионов страны на фоне территориальных проблем с Абхазией и Южной Осетией и постоянных внешних заимствований. В таких условиях возможно возвращение во власть «Единого национального движения» в составе новой правящей коалиции, но, конечно, без дискредитировавшегося себя лидера Михаила Саакашвили.

Армения

Непростая ситуация наблюдается и в Армении. И причина здесь не столько в тяжелом социально-экономическом положении, обусловленном  транспортной блокадой со стороны Турции и Азербайджана и нерешенностью проблемы Нагорного Карабаха, сколько в стремлении правящей элиты сохранить свою власть путем перехода к 2017 г. от президентской к парламентской форме правления. Категорически против этого выступила оппозиция в лице политических партий «Процветающая Армения», «Наследие» и Армянский национальный конгресс.

Вместе с тем, оппозиция гарантировала неприкосновенность «должностей и имущества» в случае смены власти и в своем большинстве не стала препятствовать вступлению Армении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который начнет свою деятельность с 1 января 2015 г.

При этом следует учитывать, что в июне 2014 г. Грузия подписала Соглашение об ассоциации и об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли с ЕС. Между Ереваном и Тбилиси наверняка возникнут правовые проблемы, в частности в сфере вторичного налогообложения и таможенного регулирования. Именно здесь придется урегулировать взаимоотношения между ЕС и ЕАЭС.

Азербайджан

Однако, по мнению экспертов, наиболее непростая ситуация складывается в Азербайджане, где на фоне сокращения объемов добычи нефти действует достаточно жесткий механизм управления страной. Ситуация усугубляется за счет изменений конфессионального состава местного населения (все больше увеличивается доля граждан, придерживающихся суннитского направления ислама) и его радикализации на религиозной и межнациональной основе.

Ввиду крайне неравномерного распределения доходов от продажи углеводородного сырья существенная часть населения становится трудовыми мигрантами, в основном на территории РФ. При ухудшении экономической ситуации в России они могут вернуться в Азербайджан и принять активное участие в протестном движении. Хуже того, их могут возглавить исламисты-радикалы из «Исламского государства», что грозит серьезной дестабилизацией внутри республики. Именно это сейчас представляет главную проблему в Кавказском регионе.

Весь Кавказ

Таким образом, весь прошедший 2014 г. на Южном Кавказе нарастала турбулентность, что было обусловлено действием как внешних, так и внутренних причин. На Северном Кавказе этот процесс носил менее выраженный характер, но и там сохранялась существенная внутренняя нестабильность.

Было бы наивно считать, что в 2015 г. ситуация в Кавказском регионе в целом принципиально изменится. Тем не менее, некоторые тенденции улучшения российско-турецких и российско-иранских отношений позволяют надеяться, что в ближайшей перспективе Москва, Анкара и Тегеран смогут более тесно координировать свои усилия по обеспечению стабильности столь важного для всех региона.

Оригинал публикации: "Россия сегодня".

 

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

Лента новостей
0