Кто и зачем придумал "Георгиевскую ленточку"

Подписаться
Наталья Лосева: "Я была, честно говоря, очень удивлена тем, что ленточку стали использовать на Украине те, кто выступает против Майдана. Кажется, что это как раз неверное прочтение..."

МОСКВА, 24 апр. Десятая юбилейная всероссийская акция "Георгиевская ленточка", объединяющая многих людей во многих странах мира, стартовала 24 апреля. Она станет частью мероприятий, приуроченных к 69-й годовщине Великой Победы.

О том, как родилась идея акции рассказывает Наталья Лосева — медиаэксперт, автор многих успешных проектов, среди которых сайт www.9may.ru. Работа над ним вышла за рамки интернета и привела к мировой известности – сегодня об акции "Георгиевская ленточка" знает каждый.

– Еще в период работы в РИА Новости вы и ваши ребята придумали георгиевскую ленточку. В своих интервью вы отмечали, что тогда сами изумились такой популярности ленточек. Сейчас, по прошествии времени, как вы можете объяснить, почему люди моментально поняли и приняли эту идею, причем не только в России, но и в других странах?

— Я бы выделила три фактора. Во-первых, историческая и генетическая память. В нас — потомках победителей в страшной и масштабной войне — до сих пор существует потребность опираться на опыт того поколения, рефлексировать, осознавать именно как подвиг, как безусловную жертву. Какое-то время мы переживали период отрицания, неприятия, обществу захотелось списать итоги Великой Отечественной и Второй мировой вместе с советским обременением. Где-то через запятую с застоем, железным занавесом, убогостью. Ветераны стали восприниматься только как одна из социально пораженных или незащищенных групп. Они старели, дряхлели, уходили восхищение и уважение, заменявшиеся жалостью. Но знаете, обществу трудно быть здоровым, без эмоциональных исторических опор. Дефицит самоуважения делает людей убогими и незрелыми. В общем, мне кажется, ленточка попала в тоску по гордости, по здоровой гордости.

Во-вторых, как известно, акция "Георгиевская ленточка" родилась из отклика на проект 9may.ru, где впервые были опубликованы сводки Совинформбюро, уникальный документ, и несколько сотен потрясающих историй: внуки и правнуки ветеранов рассказывали о том, как война коснулась их семей.

Мы рыдали в прямом смысле над этими электронными письмами. Большинство молодых людей впервые вообще заговорили со старшими об этой части истории семьи. Это была радость узнавания своей семьи, открытия своих корней, гордости. Такая сильная, чистая и искренняя эмоция, что хотелось ее немедленно вытащить из виртуального проекта в реальное пространство.

Наконец, третья причина заключается в том, что сам по себе символ абсолютно органичен. Мы не придумали его из ничего, напротив, взяли узнаваемое сочетание цветов, узнаваемую коннотацию, как мне кажется, считываемую, — эти факторы совпали, и получилась довольно естественная реакция в обществе.

Другое дело, что это породило и порождает различные спекуляции: политические партии и силы совершенно разных направлений пытаются периодически использовать георгиевскую ленточку как знак чего-либо.

— Почему?

— Потому что георгиевская ленточка — символ узнаваемый и уже мощный.

— Вы сказали о том, что момент появления георгиевской ленточки совпал с настроениями в обществе. На ваш взгляд, если бы проект родился раньше, вы могли бы не выполнить социальный запрос и акция прошла бы незамеченной?

— Сложно сказать. Как известно, история не любит сослагательного наклонения. Повторюсь, что георгиевская ленточка не была специально придумана или считана: были предпосылки, в частности проект 9may.ru. Для меня, например, не менее важно то, что мы спасли уникальный документ — восьмитомник военных сводок Совинформбюро. Это был едва ли не утраченный документ, который никогда не переиздавался…

Во-вторых, мы увидели невероятный отклик на истории, которые люди рассказывали и читали на страницах нашего сайта. Видимо, был такой момент, когда общество нуждалось в некоем эмоциональном развороте. И георгиевская ленточка появилась как желание продлить ту эмоцию.

Кстати, нельзя забывать, что акции не было бы без участия Студенческой общины! Это абсолютная заслуга ребят — студентов, которые подхватили идею, включились в работу и стали фактическими операторами этого проекта. Бесплатно, между прочим.

— Столкнулись ли вы с трудностями в первые годы акции?

— Конечно. Основной трудностью была нехватка денег. Мы эти ленточки делали за свой счет: находили спонсоров, собирали деньги по коллегам, знакомым, искали, где их изготовить по минимальной цене и так далее. А позже увидели, как началась коммерциализация нашего проекта: некоторые компании начали сами производить и продавать георгиевскую ленточку, наносить логотипы, притом, что мы требовали  сохранить ее как бесплатную и некоммерческую.

Сейчас, когда шелуха отлетела, люди осознали суть акции. Вернее, акция перестала быть акцией и стала традицией, наполненной спокойным и отчетливым смыслом. Теперь у людей 9 Мая ассоциируется и с георгиевской ленточкой. Праздник был всегда, а теперь у него еще появился свой знак.

— Верно ли, по-вашему, сегодня интерпретируют значение георгиевской ленточки в России? Она была в разное время и символом Победы, и Российской империи. Недавно ленты жгли в Одессе…

— Я была, честно говоря, очень удивлена тем, что ленточку стали использовать на Украине те, кто выступает против Майдана. Кажется, что это как раз неверное прочтение, потому что, еще раз подчеркну, георгиевская ленточка родилась как символ нашей памяти о годах Великой Отечественной войны. Это символ нашего отношения к ветеранам, нашим предкам, дедушкам, бабушкам. Сейчас ее внезапно и стихийно используют в противостоянии части украинского народа и власти Майдана. Не уверена, что такого рода политизация символов и знаков – это хорошо.

—  В связи с ухудшением отношений России с западными странами, по вашему мнению, сократится ли число тех, кто повяжет ленточку в Европе в этом году?

— Я надеюсь, что большинство людей понимают значение георгиевской ленточки правильно, в контексте Дня Победы.

Я бы выделила другую проблему: проблему меняющегося отношения к итогам Великой Отечественной войне в странах ближнего зарубежья и прямую дискриминацию ветеранов, случаи которой отмечены и в Узбекистане, и в Прибалтике, и на Украине.

— Как вы считаете, будет ли празднование Дня Победы в 2014 году отличаться от мероприятий предыдущих лет?

— Мне кажется, да. Будет некая обостренная политическая интерпретация с обеих сторон. Те люди, которые с уважением, любовью, а главное, с бережностью относятся к исторической памяти, которые прежде отмечали День Победы тихо и камерно, в этом году будут активно подчеркивать свою позицию, на мой взгляд. И наоборот: те, кто считает, что надо пересмотреть итоги Второй мировой войны и роль России в ее исходе, будут более активно и наглядно продвигать свою позицию. Но и это пройдет.

РИА Новости

Лента новостей
0